Федор Марченко об учебе на факультете

Марченко5Нью-Йорк, 02 июля 2018 г.

Об обучении на Социологическом факультете ГАУГН рассказывает выпускник 2009 г. Фёдор Олегович Марченко (в настоящий момент Федор является докторантом программы «Педагогическая психология» в Городском университете Нью-Йорка (Educational Psychology, Graduate Center at City University of New York).

«Оглядываясь назад, кажется, что самым важным, чему я научился, была работа с научным текстом. Конечно, это тот навык, который требуется поддерживать и развивать постоянно, но основы были заложены именно в стенах ГАУГН.

Очень важной частью подготовки на социологическом факультете является знакомство с основными текстами крупных социологических мыслителей. Читать первоисточники – моя главная рекомендация будущим социологам. Мой опыт подсказывает, что позже на это времени может не быть, а знакомство с трудами классиков пригодится не раз. В особенности это касается общения со старшими коллегами. Кроме того, нужно понимать, что на понимание некоторых текстов и их релевантности для сегодняшнего дня требуется время. В моем случае так случилось с книгой Барбары Адамс «Time and social theory», прочесть которую мне посоветовала мой научный руководитель Виктория Владимировна Семенова. Будучи студентом я с большим трудом продирался через социологические теории времени. Теперь же, когда одним из моих научных интересов стал дизайн образовательных технологий, я часто вспоминаю с благодарностью то, что мне пришлось думать над тем, как общество организует время человека. Уж не говорю, что знакомство с этой книгой несколько раз выручало при общении с профессорами ведущих мировых университетов, которые так или иначе размышляют о социальном времени.

Fedor Marchenko guest lectureОтдельная часть подготовки – овладение методами. Я не раз вспоминал методологические занятия с Галиной Галеевной Татаровой и не раз возвращался к ее замечательной книге «Методология анализа данных в социологии». С тем же теплом могу отозваться и про семинар Виктории Владимировны Семеновой, расширившем мое представление о возможностях и границах применения качественных методов. Очень пригодились занятия по SPSS – во время моей учебы их вела Анна Владимировна Стрельникова. Эти навыки пригодятся в любой работе, связанной с исследовательской деятельностью. Многие научные сотрудники старшего поколения до сих пор работают с базами данных в Excel и уверенное владение SPSS почти гарантирует трудоустройство.

Моя профессиональная деятельность на разных этапах так или иначе оказалась связана с тем, чем я занимался в ГАУГН. Моя дипломная работа была посвящена исследованиям детских телепрограмм. После учебы я работал в маркетинговых исследованиях и исследовательских организациях, а также в журналистике и на телевидении. Этот смешанный опыт позволил мне в 2014 году получить стипендию Фулбрайта и поработать в Департаменте коммуникации Калифорнийского университета в Сан-Диего».

Информация о выпускнике:

Федор Олегович Марченко

Кандидат психологических наук

Докторант программы «Педагогическая психология» в Городском университете Нью-Йорка (Educational Psychology, Graduate Center at City University of New York

Диссертация на соискание степени кандидата психологических наук: «Историко-психологический анализ экспертизы качества образовательных программ детского телевидения" , РГГУ, 2012 г.

Окончил специалитет Социологического факультета Государственного академического университета гуманитарных наук в 2009 году.

Ранее: научный сотрудник и аналитик Центра социально-экономического развития школы Института образования НИУ ВШЭ, Москва.