Концепция

Принципы подготовки специалистов на социологическом факультете ГАУГН

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Государственный академический университет гуманитарных наук» (ГАУГН) – академический университет, созданный в 1994 г. на базе гуманитарных научно-исследовательских институтов Российской академии наук. Основное отличие ГАУГН от других вузов России - это реализуемая на практике интеграция академической науки и университетского образования, что дает возможность учащимся с 1-го курса погрузиться в мир академической науки, слушать лекции ведущих российских ученых с мировыми именами и даже самим участвовать в научных мероприятиях и проектах.
Основными задачами обучения на факультете социологии являются:

  • Подготовка элитного корпуса специалистов в области социологии, прежде всего, исследователей, а также преподавателей: аналитиков, теоретиков, исследователей; ориентация в образовательном процессе, прежде всего, на «продвинутых» студентов. Наряду с этим, обеспечение практических компетенций будущих специалистов, необходимых для осуществления прикладных проектов, которые пользуются высоким спросом на рынке труда.
  • Индивидуализированный подход к обучению и подготовке будущих исследователей предполагает ориентацию на небольшой контингент учащихся. Средний размер курса не превышает 25-30 студентов по направлению «Бакалавриат» и 7-10 студентов по направлению «Магистратура». Индивидуализированный подход обеспечивается путём привлечения студентов по их выбору к научным проектам Института социологии РАН под руководством научных сотрудников института и преподавателей факультета ГАУГН.

Для реализации этих принципов в учебном плане, помимо установленных Государственным стандартом общеобразовательных дисциплин, решающее значение придается глубокому освоению истории и теории социологии, методологии социологического исследования и практическим навыкам его осуществления, а также методологии научно-преподавательской деятельности.


Приоритеты образовательного процесса. Содержание и формы обучения

На протяжении трех курсов и в первом семестре четвертого курса бакалавры осваивают основной корпус знаний в области истории и теории социологии, а также прикладные дисциплины. Курсы по истории дисциплины (отечественной и зарубежной) непременно предполагают работу с оригинальными текстами классиков социологии и современных выдающихся авторов, включая тексты на иностранных языках.

Курсы по теоретической социологии включают углублённое изучение новейших теоретических концепций и подходов, а в области методологии социологического исследования – последние достижения в области полевых исследований и методов анализа эмпирических данных.

Учебный план включает не менее 20 курсов по отраслевым социологическим дисциплинам и не менее 10 сугубо прикладных дисциплин по специализациям, пользующимся рыночным спросом.
Начиная со второго курса, критический анализ или творческая работа студента (эссе с опорой на источники) является обязательным.

Большое внимание уделяется внелекционным формам обучения. Приоритетным является участие студентов (как бакалавров, так и магистров) в научно-исследовательских проектах, в том числе международных, осуществляемых в структуре Института социологии РАН.


Исследовательская работа и производственная практика

Исследовательская (профессиональная) работа осуществляется в процессе написания курсовых работ по истории, теории и методологии под руководством преподавателя, ведущего данный курс, или по согласованию с преподавателем – научного сотрудника Института социологии РАН.

Производственная практика – на втором и третьем курсах обучения обеспечивается участием в исследовательском проекте одного из подразделений Института социологии РАН, стажировкой в одном из центров изучения общественного мнения или аналитического центра с развёрнутым самоотчётом студента и оценкой куратора практики.

Индивидуальная работа со студентами реализуется путём выбора общего направления проблематики во втором семестре под руководством постоянного научного руководителя из состава преподавателей факультета или научных сотрудников Института социологии РАН. Научный руководитель обеспечивает собственные консультации и консультации с другими специалистами в данной области.


Поощрения лучших студентов

Общий стипендиальный фонд распределяется администраций совместно со Студенческим советом факультета с учётом успеваемости, научной и общественной активности студентов.
Администрация факультета и университета изыскивает средства для направления лучших студентов на научные конференции в России и за рубежом.


Организационные мероприятия для проведения концепции в жизнь

  • Постоянное обновление всех учебных программ, как приведение их в соответствие с состоянием знания и корпуса литературы. Обсуждение программ на кафедрах с участием двух рецензентов.
  • Издание сборников программ в стандартном формате, утвержденном Министерством образования и науки РФ. Создание «ридеров» по наиболее значимым источникам в электронной форме.
  • Создание электронной библиотеки малодоступной литературы и авторских текстов преподавателей факультета.
  • Систематические взаимные посещения преподавателями занятий коллег для обмена опытом.
  • Применение на практических занятиях приемов интерактивного обучения и других современных форм активизации знаний и навыков студентов.
  •  Доступ в интернет, использование видеоматериалов, табличных, игровых и визуальных форм подачи материала.
  • Организация «учебных» коллективныех исследований студентов с выходом в поле.
  • Проведение научных студенческих конференций с участием студентов из других университетов с публикацией лучших работ.
  • Активизация краткосрочных стажировок в другие университеты (прослушивание курсов по выбору со сдачей зачёта или экзамена) – по договоренности (контракту) об обмене студентами.
  • Привлечение сотрудников Института социологии РАН к внелекционным формам сотрудничества с факультетом и создание научно-исследовательских проектов по типу «Преподаватель-студент».