Татьянин день – день российского студенчества

 

Татьянин день – день российского студенчества на социологическом факультете ГАУГН для четверокурсников прошел в праздничной атмосфере экзамена по курсу Виктории Владимировны Семеновой «Интерпретативные технологии в социальных науках». Расширенный формат мероприятия с участием заместителя декана Епихиной Ю.Б., приглашенными преподавателями факультета Старовойтенко А.Д. и Шиловой В.А. позволил презентовать и обсудить проекты, реализованные небольшими группами студентов. Перед ними стояла задача провести законченные самостоятельные исследования от формулировки научной проблемы, определения объекта и предмета, постановки цели и исследовательских задач, до обработки полученных эмпирических данных, их интерпретации и разработки теоретической модели изучаемого предмета.

Были представлены три проекта:

· группой Анастасии Колесниковой «Актуализация онлайн-знакомств на примере сервиса Леонардо ДайВинчик»;

· группой Анны Баркаловой «Воспроизводство гендерных стереотипов в образовательном процессе на примере студентов гуманитарных специальностей высших учебных заведений»;

· группой Алины Нейжмаковой «Распределение социальных ролей в современной семье».

Вот как сами студенты отзываются о проделанной работе и полученном научном опыте:

«Основная задача нашего исследования заключалась в выявление мотивов пользования сервисами для онлайн-знакомств. В сети Интернет существует множество платформ для осуществления поиска партнеров для различных целей, которые носят не только дружеский характер, но и романтический. Мы выбрали сервис «Леонардо ДайВинчик», базирующийся во ВКОНТАКТЕ, так как он является на данный момент самым доступным в молодежной среде.

Нашей группой был определен исследовательский вопрос: почему наблюдается тренд на увеличение пользователей сервисов онлайн-знакомств? И что является предпосылкой регистрации на подобных сервисах?

Перед проведением глубинных интервью мы составили гайд, который состоял из 5 блоков, затем провели 8 интервью. Нашими респондентами стали знакомые, поскольку на анкету, созданную на платформе «Леонардо ДайВинчик», мы получили отказы от участия из-за необходимости записи интервью в “ZOOM”.

В нашем исследовании, как и в любом другом социологическом исследовании, были ограничения, которые мы постарались учесть. Анализ наших данных подтвердил отдельные теоретические положения, изложенные в теоретической статье Витти об эффекте «социального растормаживания» («disinhibition») и «освобождения» («liberating»), эффекте «безопасной среды» и пересмотре связи субъективного переживания одиночества и виртуального общения.

По результатам исследования нам удалось выделить следующие категории мотивации пользования онлайн сервисами для знакомств: 1) досуг; 2) безопасность; 3) удобство онлайн сервисов; 4) дискомфорт общения в реальной жизни.

В ходе дискуссии после нашего выступления, в которой приняли участие члены экзаменационной комиссии и студенты социологического факультета ГАУГН, мы получили ценные комментарии по поводу сильных и слабых сторон нашего проекта» (Анастасия Колесникова, 4 курс социологического факультета ГАУГН).

 


«В первую очередь нам было интересно проводить данное исследование, так как была предоставлена свобода в выборе тем, и мы выбрали исследовательскую проблему самостоятельно исходя из наших научных интересов.


От знакомых, учащихся на гуманитарных специальностях, мы слушали о существовании гендерных стереотипов, в частности о стереотипе о том, что когнитивные способности у девушек ниже, чем у мужчин. Связав это со стереотипом о том, что специальности STEM в основном для парней, HASS для девушек, нам показалось странно, что на гуманитарных факультетах также встречаются стереотипы о том, что женский пол глупее мужчин. Мы решили подойти к этому вопросу с научной точки зрения.

Проведение исследования стало хорошей возможностью применить полученные знания накопившиеся за годы обучения. Наша группа с большим интересом проходила все этапы построения исследования: сбор информации, составление гайда, проведение интервью и последующий анализ полученных данных. Несмотря на то, что качественное исследование не предполагает четкого шаблона порядка действий и анализа, но дает простор для интерпретации полученных смыслов, мы старались аргументированно отобразить полученные выводы.

В процессе работы мы смогли на практике применить возможности тематического анализа, научились работать с текстами интервью, узнали, как выделять коды и категории. Мы приобрели просто бесценный опыт коллективной работы, освоили составление диаграмм на основе категорий, выделенных по кодам. (Анна Баркалова, 4 курс социологического факультета ГАУГН).

 

 

«Наша группа занималась исследованием на тему: «Распределение социальных ролей в современной семье». Так как сейчас появилось новое течение - феминизм, мы хотели выяснить, изменились ли роли в современных молодых семьях, как они распределены в настоящей момент, а также сравнить с моделью поведения родителей респондентов. Проведение исследования было для нас интересным опытом, однако не обошлось и без трудностей, например, поиск респондентов был не так прост, поэтому мы выбрали доступную выборку, из-за чего получилось неравномерное распределение респондентов по полу и семейному положению. Но несмотря на все трудности, нам удалось выявить, что сейчас в современных молодых семьях доминирует эгалитаризм.

В целом, мы получили большой опыт в плане проведения интервью, учли свои ошибки и надеемся, что в будущем сможем достигнуть более высоких и точных научных результатов» (Алина Нейжмакова, 4 курс социологического факультета ГАУГН).