30-летний юбилей ГАУГН

23 апреля 2024 отпраздновал свой 30-летний юбилей Государственный академический университет гуманитарных наук. Руководство, преподаватели, студенты, выпускники социологического факультета приняли участие в торжественном праздновании, пожелав университету процветания и развития.

Вместе с университетом социологическим факультетом пройден путь становления, формирования собственной идентичности, уникальной преподавательской стратегии, научного сообщества учителей и учеников.

30 лет – прекрасная дата!

Михаил Федорович Черныш, чл.-корр. РАН, д.соц.н., декан социологического факультета ГАУГН.

В 1994 году профильное министерство и Академия наук приняли важное решение о создании нового университета, облеченного функцией соединить высшее образование с образованием научным. Для того, чтобы понять значимость этого решения, нужно понимать, что в советское время наука и высшее образование обитали в разных пространствах и служили разным целям. В постсоветское время такое разделение стало рассматриваться как неудобное и неприемлемое. И действительно, научные кадры, обладающие мощным потенциалом вести исследования, оказывались оторванными от образования, а образование, которое по идее должно готовить будущих ученых, обслуживало сугубо практические задачи. Создавая общее пространство науки и образования, можно было рассчитывать на то, что взаимодействие между ними создаст основу для обмена идеями и практиками, знаниями и кадрами.

Прошло 30 лет и можно подвести промежуточные итоги: эксперимент оправдал возложенные на него ожидания. В гуманитарной области синтез образования и науки позволил сделать то, что иногда, в предшествующие годы казалось трудным, а иногда и невозможным – на самых ранних этапах обучения включать студентов в научные проекты, наделить их возможностью пробовать и выбирать свой собственный особый путь в науке. За три десятилетия ГАУГН вышел за рамки той первоначальной задачи, которую ставили перед ним в момент рождения. В настоящее время он – и это можно сказать без лишней скромности – стандарт качественного образования по многим направлениям. И дело здесь в том, что современным можно считать только то образование, которое дает импульс к дальнейшему росту, к преодолению достигнутых рубежей за счет самостоятельного, творческого освоения новых знаний. Меняющаяся среда, необходимость решать новые нестандартные задачи, расширяющееся внедрение науки в повседневную жизнь – все это вкупе дает преимущество тем, кто начинал свой путь в Академии наук, в науке. ГАУГН – небольшой по размерам университет, но его опыт уникален и он развивается, входя в свое четвертое десятилетие с новыми планами и надеждами.

Юлия Борисовна Епихина, к.соц.н., заместитель декана социологического факультета ГАУГН.

Социологический факультет ГАУГН наверное один из самых небольших факультетов, на которых преподают социологию. Он небольшой как по занимаемому пространству (всего-то половина второго этажа в здании Института социологии), так и по числу обучающихся студентов (если сложить бакалавриат, магистратуру и аспирантуру, едва наберется сотня человек). Но когда говорят о факультете, часто произносят слово «атмосферный»: социологический факультет – это атмосферное место. Одно время мне казалось, что «атмосферный» – это просто дань моде. Ведь модные слова приходят на помощь, когда сталкиваешься с чем-то непохожим, необычным, не вмещающимся в привычные рамки опыта. Но когда после защиты курсовых работ ко мне подошел коллега, участвовавший в обсуждении (а оно продлилось более пяти часов), и сказал: «Спасибо, это лучшая академическая защита из всех, в которых я принимал участие», – я поняла, что эта «атмосферность», которая стала атрибутом факультета, напрямую связана с академичностью. Дух академии – это свободный поиск, обсуждение поверх барьеров, возможность говорить и спорить о вещах, не связанных напрямую с бытовой повседневностью, но имеющих отношение к самой сути жизни общества: ценности и неравенство, прекариат и институты, рождаемость и смерть, профессиональные группы и статусы, современные технологии и архаичная магия. Здесь всё может стать предметом поиска, обсуждения и ошибок, и поиска вновь.

Валентина Александровна Шилова, к.соц.н, доцент ГАУГН, научный руководитель студенческих работ по социологии коммуникации, аспирантских по направлению подготовки 5.4.7., выпускница первого набора магистратуры социологического факультета в 1995 году.

Мне посчастливилось быть студенткой первого выпуска магистратуры социологического факультета ГАУГН, стать свидетелем так называемого «рождения» факультета, а затем уже в статусе преподавателя пройти вместе с ним путь взросления и развития.

Организатором и руководителем созданного факультета, на тот момент – РЦГО, был директор Института социологии РАН, профессор В.А. Ядов. Изначально Владимиром Александровичем была задана очень высокая научная планка, он сумел объединить в рамках факультета ведущих социологов страны. Сформировавшийся факультет своими корнями глубоко уходил в академическую науку, эта традиция сохраняется и в настоящий момент.

Помимо стандартных социологических профессиональных компетенций и навыков, мы учим наших студентов мыслить социологически, самостоятельно ставить научные цели, определять исследовательские проблемы, вести дискуссию, просчитывать стратегию, достигать поставленных результатов, презентовать их научному сообществу. Ежегодные летние практики, которые проходят студенты, начиная с первых курсов, позволяют им интегрироваться в научные подразделения ФНИСЦ РАН, войти в состав групп, реализующих проекты по грантам, а по окончании университета – поступить в аспирантуру и стать полноценными сотрудниками.

Огромное внимание на факультете социологии уделяется индивидуальной работе научного руководителя и студента. В ходе такого взаимодействия в моем случае родилась серия статей по социологии коммуникации в журнале «Коммуникации. Медиа. Дизайн» в соавторстве с мотивированными и успешными студентами Дарьей Угринович, Александрой Яковлевой, Владимиром Ведениным, Анной Баркаловой.

На факультете сложилась, на мой взгляд, очень хорошая традиция проведения методологических семинаров, предзащит, защит курсовых и дипломных работ. В рамках этих мероприятий идут дискуссии не только студентов, но и аспирантов, преподавателей, руководства факультета, формируется сообщество единомышленников и уникальная коммуникативная среда, способствующая научному развитию и росту.

 

Социологический факультет ГАУГН слывет одним из сложных в университете в плане обучения, но студенты, получившие его диплом, могут с полным основанием считаться полноправными членами научного социологического сообщества и рассчитывать на интересную, сложную и хорошо оплачиваемую работу.