Международная научно-практическая конференция: «Россия и мир: глобальные вызовы и стратегии социокультурной модернизации»

 

logo centr firm1  РНФ  РОС  БГУ

12-13 октября 2017 г. преподаватели, студенты и выпускники Социологического факультета ГАУГН приняли участие в работе Международной научно-практической конференция «Россия и мир: глобальные вызовы и стратегии социокультурной модернизации» ("Russia and the world: global challenges and strategies of sociocultural modernization"), организованной при финансовой поддержке Российского научного фонда.

Организаторы: Федеральное государственное бюджетное учреждение науки Федеральный научно-исследовательский социологический центр Российской академии наук; Белорусский государственный университет; Российский научный фонд; Российское общество социологов; Центр социологии управления и социальных технологий ФНИСЦ РАН.


Отзывы и впечатления

Анастасия ГовороваАнастасия Говорова
Студентка 3 курса бакалавриата Социологического факультета ГАУГН.

О работе на конференции

12-13 октября в Президиуме РАН прошла международная научно-практическая конференция «Россия и мир: глобальные вызовы и стратегии социокультурной модернизации», в работе которой активное участие приняли студенты нашего факультета, в числе которых была и я. С раннего утра мы готовили материалы для участников конференции, встречали их на входе, помогали им ориентироваться в бесконечных лабиринтах главного здания РАН, регистрировали их для участия в пленарном заседании, заседаниях секций и круглых столов. Всего в списках было указано около 300 участников конференции, среди которых было много видных, известных ученых из разных регионов и стран. К сожалению, членам рабочей группы удалось услышать лишь малую часть докладов, поскольку на заседания приходилось ходить по очереди, так как кто-то постоянно должен был быть «на посту», но все же работа на таком масштабном научном мероприятии стала интересным и, безусловно, полезным опытом для нас как будущих специалистов в области социологии.

О конференции

Среди секций, работавших на конференции, мне удалось посетить секцию 4, посвященную исследованию работы СМИ, проблем молодежи, образования и трудовых отношений в регионах с разными индексами модернизации, и прослушать доклады таких ученых как В. А. Шилова, Т. З. Козлова, С. В. Докука, О. С. Довбыш, Т. Н. Кильмашкина, Л. А. Василенко, Н. А. Елсукова, Т. В. Купчинова.

Большая часть выступлений была посвящена представлению результатов анализа региональных СМИ различными методами (текстовый анализ, мотивационно-целевой анализ, контент-анализ). Например, В. А. Шилова и С. В. Докука представили результаты сравнительного анализа лояльных (официальных) и протестных (оппозиционных) газет на основе данных по различным регионам России (4 российских региона и 14 соответственно). В первом случае анализировались проблемно ориентированные статьи и были сделаны выводы о том, что официальные и оппозиционные СМИ демонстрируют разные подходы к проблемам. Например, в официальных газетах чаще представлены различные точки зрения, в то время как оппозиционные СМИ чаще придерживаются одной точки зрения на проблему; протестные СМИ, в отличие от лояльных, чаще называют виновных; официальные СМИ чаще имеют механизмы решения проблем, чем оппозиционные. Во втором случае региональные газеты рассматривались с точки зрения повестки дня. Для исследования были выбраны аналитические статьи, доля которых в изучаемых СМИ составляла от 5% до 69% (при этом доля данных статей была выше в оппозиционных газетах). По результатам исследования было выявлено, что наиболее популярными темами статей стали культура и досуг, в то время такие важные темы как экология, благотворительность, общественные организации и пр. затрагиваются мало, несмотря на то, что представляются государством важными.

В какой-то мере похожим является исследование Н. А. Елсуковой и Т. В. Купчиновой, целью которого было получение медийного портрета региона (Витебской области) с точки зрения центра (г. Минска), поскольку они также установили, что наиболее часто в СМИ отражались именно культурные мероприятия и события. Еще одной популярной темой стал криминал. Также в ходе исследования ученые обнаружили различия газетного и Интернет-дискурса.

Еще одно интересное выступление, посвященное работе СМИ, было подготовлено О. С. Довбыш и посвящено структурным связям между медиакомпаниями и государством на региональном медиарынке. В ходе исследования был проведен анализ базы государственных информационных контрактов в 12 регионах России. Были установлено, что госконтракты являются стабильным элементом рынка по количеству, сумме, заказчикам и исполнителям, объем финансирования по ним сопоставим с объемами рекламного рынка (10-70%), разница между выполнением коммерческих и государственных заказов для СМИ отсутствует. Более того, госконтракты оказывают положительное влияние на качество материалов, однако в то же время могут критиковаться, поскольку негативно влияют на креативность, обеспечивают опосредованный контроль заказчика и т.д. При этом было отмечено, что происходит изменение связей между региональными медиакомпаниями и государством.

Последний из наиболее запомнившихся мне докладов, о котором мне хотелось бы написать, был посвящен конфликтам, которые, по мнению Т. Н. Кильмашкиной, на всех уровнях являются управляемыми. Эта идея красной нитью проходила через все выступление докладчика. По ее мнению, любым социальным конфликтом, возникающим в результате неудовлетворения потребностей, можно управлять, поскольку возможно проведение профилактики конфликта на предконфликтном уровне, а рассуждения на эту тему являются важными и актуальными, поскольку конфликты являются средством совершенствования всех типов социальных отношений.

Программа участия

You have no rights to post comments