Блог О. Н. Яницкого «Начинающему социологу»

Яницкий2

Яницкий Олег Николаевич

Доктор философских наук, профессор,
руководитель сектора социально-экологических исследований Института социологии РАН

Российский социолог, ведущий специалист в области экосоциологии и рискологии. Автор более 370научных работ из них 13 индивидуальных монографий (3 на англ. языке), 6 коллективных монографий в соавторстве и 6 книг в качестве со-редактора и со-автора.

Один из основателей двух российских социологических дисциплин: городской социологии и экосоциологии.

Инициатор и организатор сравнительного международного исследования в области участия населения в охране и обновлении городской среды в 16 европейских странах (1986 г.).

Создатель Исследовательского комитета по социальным проблемам градостроительства Советской социологической ассоциации (1967 г.) и один из основателей Исследовательского комитета городского и регионального развития Международной социологической ассоциации (1970 г.)

Область научных интересов:

  • экосоциология,
  • рискология,
  • экомодернизация,
  • экологическое движение,
  • взаимодействие научного и локального знания,
  • биографические исследования,
  • эпистемология социального исследования

10 октября 2016 г.

«Триединство социального пространства»

Все-таки удивительная программа «Родительское собрание» на Эхе Москвы! Каждый раз что-нибудь подбросит такое, что обязательно хочется прокомментировать. Но сначала отвечу на вопрос, который мне часто задают коллеги-социологи: Что ты, Яницкий, вроде бы серьезный научный работник, а так часто цитируешь журналистов? Известно же, что журналистика – это «вторая древнейшая профессия»!

Нет, не согласен. Да, есть такие, которые все переврут (или наврут с три короба) и никогда не ответят за свои слова. А есть те, которые ежедневно рискуют своей жизнью. А есть и те, наблюдения или анализ которых стоит гораздо больше, чем груды околонаучных статей. Напомню, что часть социологов вышла из журналистики, точнее, из репортеров, в том числе криминальных репортеров. Напомню также, что Ф.М. Достоевский и Л.Н. Толстой считали, что газеты надо читать обязательно. Наконец, мало кто знает, что свои знаменитые романы Ч. Диккенс писал в форме коротких главок, публикуемых в газетах. А многотомные собрания его сочинений стали выходить уже после его смерти. Поэтому есть, как минимум, три вида журналистики: пропаганда, репортаж и аналитика.

А теперь, о каком именно триединстве идет речь? – О триединстве нашей жизни, ее изучения и образовательного процесса. В педагогике есть понятие «единства образовательного пространства». На мой взгляд, чрезвычайно важное для нас, социологов, понятие. Поэтому, если школьный или вузовский педагог не просто «информирует» или «натаскивает» свих учеников, а готовит их к жизни, значит, педагог должен иметь представление о том, как эта жизнь устроена! А устроена она таким образом, что все в ней переплетено и взаимосвязано. Значит, нельзя просто вырвать некий «предмет» обучения или исследовательского процесса из его контекста. Вы же, когда выходите из дому, совершаете массу подготовительных операций (слушаете сводку погоды, смотрите на часы, проверяете, выключены ли электроприборы и т.д.). Это и есть повседневный контекст вашей жизни, ежедневный, недельный или «перспективный». Значит, жизненное пространство человека и общества в целом тоже ситуативно, контекстуально. Разве состояние мира или войны – это не важнейший социальный контекст нашей жизни? Или же – наличие товаров в магазине, их цена и качество? Или же – повседневная информационная среда, создаваемая теми же журналистами? И так далее.
Значит, искусственно делить это жизненное пространство на замкнутые «кусочки» (исследовательские или образовательные темы, программы, часы) можно только условно, всегда имея в виду тот локальный, национальный или глобальный контекст, в котором процессы исследования, обучения и самой жизни граждан находятся «здесь и сейчас», завтра, через год.

Вывод очень простой: надо постепенно подходить к процессам исследования и обучения системно, комплексно, сообразуясь с сутью и характером самого жизненного процесса. Иными словами, речь идет о двух принципиальных положениях: проблемно-ориентированном и междисциплинарном подходах. Дело такой перестройки – долгое, но начинать надо прямо сейчас.

И еще. В упомянутой программе «Родительское собрание» речь шла об итогах конкурса «Лучший школьный учитель 2016 года». И победители конкурса рассказывали о том, каковы были методы отбора. Классный час, мастер-класс, презентация, проведение родительского собрания и, наконец, написание эссе на заданную извне, весьма отвлеченную и почти философскую тему (все этапы конкурса я не запомнил) – согласитесь, процедура нелегкая. Интересно, наши молодые педагоги смогли бы пройти такой конкурс?


06 октября 2016 г.

«Объект исследования – в шаговой доступности»

Есть молодые социологи, которые хотят что-то поисследовать самостоятельно, а денег нет. И вот приходится искать покровителя, а у него – свои интересы и т.д. Да, сейчас с финансами вообще трудно. Но есть выход: чаще оглядываться по сторонам, слушать радио и смотреть телевизор. И, конечно, использовать свой ай-фон по прямому назначению.

Вот большие дяди-социологи придумали метод сценарирования: по какому сценарию пойдет развитие того или иного события. Сначала я подумал: а мне-то зачем? Все равно на большое исследование денег никто не даст. А потом выглянул в окно и обомлел: вот он, готовый «сценарий», и никаких грантов не нужно! Судите сами: из окна я вижу территорию детского сада, а на ней – 5 сухих деревьев качается, и никому нет до этого дела! Ни родителям, ни администрации детсада. А деревья-то уже не первый год стоят и качают головами! Так это же готовый сценарий: порыв ветра, ветка отломилась и поранила ребенка, крик, шум, полиция, репортеры, «ахи» и «охи» по радио и ТВ. Потом: кому-то выговор, а кто-то уволен и т.д. Ну чем не готовый сценарий? А, главное, все при деле: и власти, и администрация, и СМИ…

А вот другой кейс, он же – сценарий. Мигранты в Москве. Вы опять скажете: так ведь, этой проблемой серьезные мужи занимаются, целые подразделения и даже институты. А еще – государственные службы. К. Маркс, которого наши социологи теперь как огня бояться, а западные – продолжают считать одним из выдающихся социологов мира, как-то сказал: «Воздух города делает человека свободным». Но это было более 100 лет тому назад. А сегодня? Да, маленький и даже большой город «освобождается» от людей, необходимость заработка гонит их в Москву, С. Петербург и в еще несколько крупнейших городов страны. Так пойдите и поговорите с этими людьми. Я, например, уже в течение последних 5 лет через день беру мини-интервью у продавцов и кассиров в ближайших магазинах. Уверяю вас, эти люди охотно расскажут вам о своей кочевой жизни: две недели здесь – две недели там, дома, в деревне под Липецком или Тамбовом. Такая вот «карусель», но на вполне законных основаниях. Спрашивается, зачем им Москва или тот же Липецк? Ведь они ни здесь – ни там! Здесь – никакого включения в жизнь столицы: работа-сон-работа. И там эти «гостевые» мамы и папы тоже мало что успевают.

А вот и третий, для начинающего социолога, самый главный. «Сидеть» в социальных сетях – это, конечно, увлекает, но для нашей профессии почти ничего не дает. Не дает, потому что студент или аспирант общается с себе подобными. Да, что-то можно узнать или найти нужное или интересное именно сейчас, сегодня, но по существу это – переливание из «пустого в порожнее». Никакого приращения собственного интеллекта в таком общении не происходит. Приращение знания происходит только в процессе общения с ведущими учеными-социологами, причем неважно, какой они специализации. Просто обычные «лекции» мало, что дают. Есть прикладное (инструментальное) знание, которое можно сегодня или завтра пустить в дело, а есть люди, общение с которыми дают молодому человеку представление о том, как устроен современный мир и куда он движется. Прикладное знание и понимание – не одно и то же. Во всяком процессе обучения есть «поводыри», а есть и те, кто указывают направление развития событий. Нужны и те, и другие. Но сегодня, в век глобализации и всеобщего ускорения, самое главное – понять, куда мы движемся. Был такой выдающийся физик, академик и Нобелевский лауреат Л.Д. Ландау. Когда он находился в Институте, он не сидел за столом, а все время ходил по коридору и обсуждал и обсуждал насущные проблемы со своими учениками. Прошло более полувека, а его ученики с благодарностью вспоминают эти коридорные «научные» прогулки до сих пор. А вчера, на первом заседании новой Государственной Думы, другой человек, депутат и тоже Нобелевский лауреат акад. Ж. Алферов процитировал слова Сани Григорьева из романа В. Каверина «Два капитана»: «Бороться и искать, найти и не сдаваться!».

 

You have no rights to post comments