Всероссийская научно-практическая конференция «Идея патриотизма в системе воспитания подрастающего поколения»

С 16 по 18 апреля 2019 года в ВДЦ «Смена" (г. Анапа) прошла Всероссийская научно-практическая конференция «Идея патриотизма в системе воспитания подрастающего поколения».

Государственный академический университет гуманитарных наук представили кандидат философских наук, доцент Александр Николаевич Малинкин и обучающиеся 3 курса бакалавриата Ирина Кислицина, Каролина Шейчук и Антон Алабин, выступившие с докладами.

17 апреля на пленарном заседании выступили представители государственной и муниципальной власти, учёные и общественные деятели. Далее участников конференции выступили с докладами на трех секциях: «Идея патриотизма: теоретические и практические аспекты», «Идейное основание и элементы системы патриотического воспитания подрастающего поколения», «Современное состояние и проблемы развития гражданско-патриотического воспитания». Вечером первого дня конференции гости и участники посетили заповедник Утриш и исторические окрестности.

18 апреля участники конференции посетили технополис «Эра», где прошло подведение итогов и награждение участников конференции. 

Доклад А. Н. Малинкина «Формирование гражданского патриотизма: три основные проблемы», тезисы: https://kilinson.com/story/2019/04/21/formirovaniye-grazhdanskogo-patriotizma-tri-osnovnyye-problyemy/

Отзывы участников (стиль и орфография сохранены):

Ирина Кислицина

Конференция проходила с 16 по 18 апреля 2019 года в Всероссийском детском центре «Смена», который специализируется на военно-патриотической воспитании детей и обучении их «профессиям будущего».

В первый день нас ждало ознакомление с территорией ВДЦ и знакомство с экспертами. На встрече были обозначены цели и задачи конференции, а также проведена лекция со специалистом Социального кино Владимиром Ким, который осветил важность эмоциональной составляющей в работе с детьми и подростками, вовлечённым в информационное пространство. Интерактивная лекция вызвала неоднозначный отклик в аудитории, одновременно создав диалог о понимании сущности патриотизма.

Второй день начался с выставки, посвященной военной истории и достижениям Юга России, а также пленарным заседанием, на котором обсуждались общие теоретические обоснования патриотизма, наиболее распространенные формы его воспитания в подрастающих поколениях, проблемы с ними, а также высказывались предложения по их решению. Основным посылом являлось отказ от навязывания патриотизма, а создание для него благоприятной атмосферы, любви к семье, близким, а уже потом к большой и малой родине.

После этого начали работу три секции, на каждой из которых выступал представитель ГАУГН. В секции 2 были представлены результаты работы государственных структур с сфере патриотического выступания, анализ гражданских инициатив и результаты исследований молодежи в сфере ценностей. К сожалению, диалога в данной секции не получилось в связи с форматом докладов, но это не помешало участникам прийти к единым решениям, внесенным в резолюцию конференции. Также, в тот день была организована экскурсия в Большой Утреш, хранящий историческую память подвигов в Великую отечественную войну.

Финальный день конференции заключался в экскурсии в военный технополис ЭРА, занимающийся передовыми разработками по инновационным направлениям. Там же было организовано финальное заседание конференции, на котором были подведены итоги и сформирована преамбула к резолюции конференции. Данное мероприятие было одним из самых запоминающихся событий за всю конференцию для каждого из участников. 

Каролина Шейчук

Конференция началась с пленарного заседания, где присутствовали все участники, а также молодые люди в воинской форме, которые тоже слушали. Были вступительные слова, а затем 3 доклада. Они все были связаны с названием конференции «Идея патриотизма в системе воспитания подрастающего поколения». Например, один из этих докладов назывался «О системе патриотического воспитания подрастающего поколения». В зале были расставлены стенды по бокам от стульев, было интересно до начала пленарной сессии посмотреть на эти стенды (они есть на фотографиях).

Затем в этот же день по расписанию было время, чтобы покушать, а затем работа секций. Все доклады были разделены по 3 секциям. Я участвовала в 1 секции, Ира во второй, а Антон и Александр Николаевич в третьей. У нас работа секции по расписанию была с 14:00-16:00, 18:00-20:00. Выступало 13 человек. У нас был регламент – 10 минут выступление, затем вопросы и обсуждение, а затем следующий доклад.

Секция наша называлась «Идея патриотизма: теоретические и практические аспекты». У нас в основном были теоретические доклады, но после доклада нередко возникал вопрос: «А как это можно применить?» или «Как эту проблему можно решить в реальной жизни?».

Аэлита Акоповна Ароянц рассказывала про реализацию концепции патриотического воспитания личности, она говорила про то, что патриотизм начинается с бытового патриотизма (убирать за собой мусор на улице, быть вежливым и т.д.), и что последний нужно прививать детям. Она рассказывала про свой опыт работы, было интересно ее послушать. Елена Николаевна Девина рассказывала о важности взаимодействия общественных организаций и органов власти города Сочи в том числе по мероприятиям, связанных с патриотизмом. Мария Вадимовна Погорелая рассказывала про фальсификацию истории в учебниках. После ее доклада была интересная дискуссия по поводу того, как преодолеть фальсификацию, нужен ли общий учебник истории в России, нужно ли рассказывать подробно о поражениях нашей страны в наших учебниках. Лариса Григорьевна Григорьян рассказывала про идею патриотизма и национализма в произведениях Дж. Оруэлла. Она рассказывала про виды национализма, которые выделял Дж. Оруэлл. Выступление было эмоциональным и также сопровождалось презентацией. Я рассказывала про патриотизм в произведении Л.Н.Толстого «Севастопольские рассказы». В моем выступлении было про то, что мы можем считать это произведение достоверным источником о Крымской войне 1853-1856 года. Также о том, что гражданский патриотизм помог объединиться русским. Также выступал Ораз Петрович Пояндашоев – писатель, полковник в отставке, член совета Боевого Братства Кубани. Он рассказал про свою новую книгу, также рассказал про то, что участвовал в войне в самых опасных местах (в Афганистане и т.д.). И последний запоминающийся доклад рассказывал Павел Андреевич Полторыхин – студент, будущий учитель. Его доклад был про «интертный» или «ленивый» патриотизм современной молодежи России.

В целом мне понравилась работа секции. Было интересно послушать докладчиков, особенно тех, кто занимается этой проблемой много лет, может рассказать о своем опыте, а также тех, кто рассказывал эмоционально, но лаконично. Понравилась небольшие дискуссии и обсуждения после некоторых докладов, а также то, что модератор не прерывал эти обсуждения. 

Антон Алабин

16-18 апреля проходила всероссийская научно-практическая конференция «Идея патриотизма в системе воспитания подрастающего поколения», в рамках которой велось обсуждение о понятии «патриотизм», способах и методах воспитания последнего, а также о насущных проблемах «патриотизма». Участие в конференции приняло около трёхста человек, из них шестьдесят докладчиков. Приглашенными гостями были именитые академики из РАНХИГС и СПбГУ, а также герой России, руководитель управления учебной и воспитательной работы Следственного комитета Российской Федерации полковник юстиции Петров Сергей Васильевич. Гости были от Владивостока до Севастополя, хотя большинство из близлежащих Краснодарского края и Ставрополья.

Я попал в самую большую секцию с 31 докладом «Современное состояние и проблемы развития гражданско-патриотического воспитания». О первом у абсолютного большинства было много информации: докладчики рассказывали, как они с детьми маршируют на 9 мая, как прыгают с парашютами, как они учатся военному делу и т.д. Складывалось такое впечатление, что проблем никаких и нет. На мой взгляд, единственными «проблемными» докладами были: мой и одного учителя из сельской школы. Он говорил о проблемах не понимания детьми патриотизма, они не знают, что это, ввиду чего он говорил о рисках разложения патриотизма на конфессиональные, этнические и региональные параметры, что в итоге ведет к рискам и распада РФ. Комментируя данное утверждение, можно действительно согласится с тем, что патриотизм у современной молодежи формируется не до конца, они по выпуску из школы не могут связать свою жизнь с большой общностью – россияне – они могут выделять себя лишь как часть какой-то религиозной группы, как часть какой-то национальной группы или, вообще, как уроженца определенного края, за который они действительно радеют. И действительно данная проблема никак не решается теми методами, которые есть, на основании докладов этот вывод можно вполне сделать. Мой же доклад носил более теоритическую проблему, а именно то, как современные события повлияли на формирование патриотического сознания.

Культурно-развлекательная программа включала в себя посещение мемориала в виде маяка в Большом Утрише и посещение военно-научного комплекса «ЭРА», аббревиатура которого переводится как Элита Российской Армии, данный комплекс представляет из себя мощный научно-технический кластер, занимающийся передовыми разработками программно-инженерного характера для вооруженных сил России.