Проекты наших студентов

 

22 ноября 2022 года на семинаре в рамках курса «Социология управления» (преподаватель Демьяненко Василий Иванович) студенты 3 курса социологического факультета ГАУГН Мурасов Серафим и Епифанова Елена презентовали свои проекты, содержанием которых был анализ выбранных ими реальных жизненных случаев с точки зрения концепций социологии управления.

Мурасов Серафим затронул весьма актуальную и сложную тему выбора «субъекта перемен» реформирования в организации на примере интеграции службы генетики рака в системе здравоохранения Великобритании.

В здравоохранении Великобритании возникла необходимость интеграции службы по изучению генетики рака в общую систему здравоохранения из-за возрастающей нагрузки пациентов с раковыми заболеваниями. Было принято решение о проведении реформ, проекты планировалось получить «снизу»: был проведен тендер среди медицинского персонала. Были отобраны победители с верхнего, среднего и нижнего уровня (специалисты центра генетики, врачи, медсестры).


Каждый из победителей предложил свой вариант проведение реформы:

- Специалист центра генетики:

предложила систему, в которой центр разрабатывал методические материалы, которые более точно определяли необходимость направления в центр от первичных и вторичных организаций.

- Врач среднего звена:

предложил полноценную систему связи отдельных подразделений и организаций для взаимодействия и наиболее эффективного управления, определил интересы участников и оценил их возможности и ограничения.

- Младший медицинский персонал:

предлагал усиление связи младшего медперсонала с вторичной и третичной структурами для более квалифицированной работы первичной, однако в результате все сократилось до простого повышения квалификации младшего медперсонала.

Серафим Мурасов предложил свою интерпретацию предложений с точки зрения социологии управления:

Первый случай докладчик проинтерпретировал, как относительно успешный профессиоцентризм в субъект-объектной форме, без серьезного структурного изменения процесса – (следствие высокого культурного и низкого социального капиталов);

Второй случай, как успешный аллоцентризм субъект-субъектных отношений – учет специфики положения других (следствие среднего культурного и высокого социального капиталов);

Третий случай, как неудачный аллоцентризм субъект-субъектных отношений (следствие высокого социального, но низкого культурного капитала).

Епифанова Елена представила тему «Исследования по этнометодологии в контексте социологии управления». Она предложила к рассмотрению два кейса: работа присяжных Г. Гарфинкеля (1967) и отдел приёма социальной службы Д. Циммермана (1969).

В первом кейсе Елена рассмотрела задачу присяжных – вынесение вердикта как решения, выраженного в правовой санкции. Присяжные определяют, что действительно произошло, а что имело лишь видимость произошедшего. В определении вердикта они приходят к единому мнению.

Субъектность присяжного в отношениях с членами коллегии проявляется в независимости собственного суждения относительно коллег в размышлениях, касающихся доказательства фактов как общей проблемы присяжных.

Цель управления – вынесение приговора и определение меры наказания. Присяжные определяют факты и выносят вердикт, на основе которого судья определяет приговор и меру наказания.

Во втором кейсе отдел приема отвечает за подтверждение права заявителя на социальную помощь, состоит из 8 приемных отделений. Внутри отделения — 5 социальных работников, клерк и руководитель. Конечный результат работы – задокументированное дело, в котором указано решение по рассмотрению заявления, а также предпринятые работниками действия.

Цель управления в отделе – оказание услуги, состоящей в вынесении решения по заявлению на социальную помощь. Руководитель дает указания работнику по принятию решений и оценивает его работу, оказывает содействие и помощь работнику в неопределенных ситуациях. Работник действует в соответствии с процессом вынесения решения, обращаясь с вопросами к руководителю.

Сложность определения типа отношений в этих двух кейсах, как субъект-субъектных, вызвало продолжительную групповую дискуссию, но аргументированная позиция докладчика в итоге убедила группу согласиться с приведенным научным фактом.

В результате оба докладчика смогли не только найти, но и показать коллегам управленческий контекст в выбранных ситуациях и продемонстрировать глубокие познания в области изучаемого предмета.