12-я Всероссийская школа молодого социолога

image124-30 июня 2019 г. в Кабардино-Балкарской республике прошла 12-я Всероссийская школа молодого социолога.

В работе Школы приняли участие обучающиеся Социологического факультета ГАУГН Алабин Антон, Коняхин Иван, Петров Роман, Тынкова Полина, Шестопалова Елена, Штольвина Юлия, прошедшие конкурсный отбор.





27, 28 июня 2019 г. Дни четвертый и пятый

image1 5Заключительные дни Социологической школы в Кабардино-Балкарской Республике прошли в развлекательно-разведывательной атмосфере: студенты и преподаватели посетили ближайшие достопримечательности Приэльбрусья, насладились прекрасными местными видами и отличной погодой.

Четверг был ознаменован двумя ключевыми событиями Школы: подъёмом по канатной дороге на гору Чегет (3100 м) и торжественным ужином с вручением грамот и дискотекой. Студентам представилась уникальная возможность при подъёме по канатике увидеть вершину Эльбруса, покрытую белой искрящейся шапкой снега, а также разглядеть озеро Донгуз Орун-Кёль, окрашенное в три оттенка изумрудного цвета.

Последний официальный день Школы был посвящён пешим прогулкам. С утра было решено отправиться к ущелью Ирик Чат, где с большой высоты открывался вид на бурную горную реку, местное поселение и ключ с Нарзаном. После обеда ходили на гору Шхельда, по которой проходит граница России и Грузии. После увиденных уникальных пейзажей одного из самых запоминающихся уголков Северного Кавказа участники школы завершили своё пребывание на Кабардино-Балкарской земле совместными посиделками у костра, прощаясь с полюбившимся дружным коллективом и хозяевами мероприятия.

26 июня 2019 г. День третий

image2«Третий день социологической школы в Кабардино-Балкарской республике начался с двух информационно насыщенных докладов. Спикером первого выступления был Мукомель В.И. с темой доклада «Высококвалифицированные мигранты из государств постсоветского пространства на российском рынке труда». В нём доктор социологических наук, сравнивая мотивацию и мобильность высококвалифицированных и низкоквалифицированных мигрантов, сделал вывод, что, мотив у двух групп общий - найти работу. Однако в отличие от первой группы, которая ищет работу в соответствие со своей квалификацией, вторая берётся за любое дело, даже если оно не соответствует их уровню профессиональной специальности.

Зубок Ю.А. в своей презентации «Опыт таксономического анализа ценностного пространства молодёжи» рассматривала понятия «ценности», их формирование, специфику и тренды, которые являлись базой семи типов мотивации молодёжи. Они же в свою очередь основываются на восьми таксонах (таксон - «облако смыслов»), которые могут помочь фиксировать изменение базовых вещей в постоянной трансформирующейся молодёжной среде.

Во второй половине дня состоялось представления проблемного поля в докторской работе Бедрика А.В., была проведена дискуссия по поводу статьи Т. Блуше

В завершении дня состоялась неформальная встреча у костра и настольные игры» (орфография и пунктуация сохранены).вича «Российские студенты глазами иностранных профессоров». Томас Блушевич, профессор из Гарварда, продемонстрировал выводы, основанные на наблюдении за российской молодёжью. Недостатком его статьи, на наш взгляд, было отсутствие анализа, почему данные явления присутствуют в учебной университетской среде. Автор статьи указывает, что российский студент испытывает страх перед преподавателем из-за того, что может дать неправильный ответ и показаться глупым. Отстаивая свою точку зрения, первокурсники, не обладая нужным объёмом знания, привыкли подтверждать её ненаучными способами и защищать её до «победного» конца (орфография и пунктуация сохранены). 

25 июня 2019 г. День второй

Фото 2 12

«Второй день Школы начался с докладов Маркина В.В «Междисциплинарный подход в методологии региональных исследований: синтез гео- и социопространственных парадигм», в котором он упомянул о неразвитости школы социального моделирования в РФ и о проблеме зонда для малых городов. Далее выступил Скворцов Н.Г. с докладом «Роли институтов гражданского общества в формировании российской идентичности», в котором был затронут один из самых спорных вопросов: «Обладает ли идентичностью Россия?» Автор доклада сделал вывод, что российская идентичность состоит из национально-государственной идентичности и «я» этноидентичности.

Ключевым выступлением данного дня был мастер-класс М. К. Горшкова по теме «Четверть века постсоветских трансформаций в социальном контексте». Академик представил результаты своего многолетнего труда, а именно – анализ общества, изучаемого в течение 25 лет. Главными показателями, при помощи которых фиксировались изменения в обществе, стали собственность, распределение отношений и социальная структура общества, которую можно рассматривать с точки зрения стилевых групп населения (стилевое потребление), доходной стратификации, профессиональных структур и классовых. Вычислив среднюю зарплату по медиане, которая составила 15.000₽, Горшков отметил, что бедных в нашей стране 25%, средний класс составляет 45%, а богатые – 30%. Эти данные были преобразованы в графический вид и сопоставлены с данными по Китаю и Германии. Опираясь на данные 1990–2000-х годов, Михаил Константинович, делает вывод, что оптимизация имеет негативное влияние на социальные сферы жизни общества и индивида.

В заключение учёный говорил о субъективной оценке граждан РФ их заработка. При этом он отметил, что реальный уровень дохода не совпадает с тем, как он оценивается респондентами. При одинаковом заработке оценки респондентов различаются: одна и та же сумма одними оценивается как высокий заработок (респонденты считают, что они много зарабатывают), другими – как низкий (респонденты полагают, что они зарабатывают мало). Главный вывод заключается в том, общество стало ещё более дифференцированно.

Вторую часть дня выступали доценты и проводились развлекательные конкурсы, а в конце все собрались у костра и пели песни» (орфография и пунктуация сохранены).

24 июня 2019 г. День первый

Фото 1«Всероссийская школа молодого социолога имеет богатую историю, которая формирует тёплую атмосферу и дружеские отношения не только между студентами разных курсов и университетов, но и между студентами и преподавателями, что, безусловно, играет ключевую роль в успешном восприятии информации при открытии и расширении новых горизонтов в научной деятельности.

Первый день 12-й Всероссийской школы молодого социолога состоял из трех частей: теоретической, включавшей доклады, практической – семинаров по формированию основного вопроса в экспертном интервью и досуговой.

24 июня мы приняли участие в пленарном заседании Всероссийской научной конференции «Социальные интересы и ценности в молодёжной среде». Приветственные слова произнесли директор ФНИСЦ РАН, декан социологического факультета ГАУГН, академик Горшков М. К., министр просвещения, науки и делам молодёжи Кабардино-Балкарской республике Кумыков А. М.

Волков Ю. Г. (директор Южнороссийского филиала ФНИСЦ РАН) прочитал интересный и познавательный доклад на тему «Сущность культуры и кавказоведение в концепции Ю. А. Жданова» (к 100-летию Жданова), в котором рассказал о вкладе учёного в развитие социологического знания, а именно: теорию культуры Жданова, в которой говорилось об идее культурного человека, культурной интеграции, т. е идеи единства многонациональных культур.

Скворцов Н. Г. (декан факультета социологии СПГУ) в «Ценностях политического сознания российской молодёжи» представил результаты проведённого исследования, посвященного политическому сознанию российской молодёжи (от 18 до 30 лет). Как показало исследование, к политическим ценностям молодых людей в современном обществе относятся сохранение традиций, порядок, справедливость, проведение реформ. Указывалось, что гендер, проживание и возраст не влияют на мнение молодёжи. В целом отмечался низкий уровень политической образованности молодежи.

Маркин В. В. в «Стратегии пространственного развития России и некоторых проблемах ее реализации в региональной молодежной политике» говорил о гражданской, общественной российской и этнорегиональной идентичности, возможностях их синтеза.

Зубок Ю. А. в докладе под названием «Самоорганизация как форма социальной активности молодежи: конфигурация смысловых связей» упоминала о стремлении молодёжи к непохожести. Она выявила определенные архетипы, применяя метод таксономического анализа.

Ковалев В. В. в докладе «Правовой нигилизм в молодёжной среде» пришёл к выводу, что существует угроза потерять существующее поколение. По мнению исследователя, молодёжь мало достигает, прилагая мало усилий в надежде на помощь государства. Отмечалось, что в современном обществе существует мало возможностей для реализации молодежи.

Мукомель В. И. в выступлении «Ксенофобии молодых россиян и мигрантов» представил результаты исследования уровня толерантности в России. Ученый показал, что у мигрантов ее уровень более высокий, чем у граждан России. Упоминалось, что толерантные люди более образованы, а более не толерантными являются мужчины.

Колесникова Е. Ю. в выступлении под названием «Институциональные и ментальные факторы формирования социального поведения молодёжи в сфере образования» пришла к выводу, что образование через некоторое время станет частным и инновационным, а гуманитарное образование, в свою очередь, сокращается. Необходима редукция образовательной сети.

В части, посвященной досуговый деятельности, участники Школы были разделены на группы жеребьёвкой для создания Гранд-проекта. Была также проведена интерактивная программа: караоке, дискотека и выступления студентов, продемонстрировавших свои изумительные таланты в пении, танцах и импровизации» (орфография и пунктуация сохранены).


11-я Всероссийская школа молодого социолога

С 27 мая по 02 июня 2018 г. в Республике Крым в рамках Первого Крымского социологического форума прошла 11-я Всероссийская школа молодого социолога: «Изменяющаяся социальная реальность и жизненные практики россиян в посткризисном обществе»


31 мая 2018 г. День четвертый

IMG 7471«Один из самых насыщенных дней в школе молодого социолога. На пленарном заседании обсуждались темы: межпоколенческое взаимодействие; патриотизм; социальное взаимодействие.
После чего академик М. К. Горшков устроил мастер-класс для всех участников школы молодого социолога. На мастер-классе участникам была предоставлена возможность показать себя, продемонстрировать свои знания. Горшков М.К. представил участникам исследование на тему «Российское общество после президентских выборов - 2018; запрос на перемены» и просил участников проинтерпретировать данные, что оказалась весьма занимательно и, несомненно, полезным».

Екатерина Вовченко, студентка 4 курса Бакалавриата Социологического факультета ГАУГН


30 мая 2018 г. День третий

Шатрова2«30 мая у нас был особенно насыщенный день. Утро началось, уже по традиции, с пленарного заседания. Интересные доклады делали такие ученые, как доктор социологических наук Мукомель В.И. и доктор социологических наук Маркин В.В. Далее была интересная экскурсия, перед которой своё напутственное слово сказала профессор Халий И.А.

Экскурсия была в г. Севастополь, а также в древний город Херсонес. Было очень интересно и познавательно, поэтому выделенного свободного времени оказалось слишком мало, чтобы, помимо основной экскурсии, рассмотреть все, что хотелось бы.

Самым ярким событием 31 мая стал, безусловно, мастер-класс с академиком ФНИСЦ РАН М.К. Горшковым. Это именно то событие, которого явно ждали абсолютно все участники школы, как студенты, так и лекторы. Мастер-класс проходил в формате интерактива, где каждый мог высказать своё мнение и задать интересующие вопросы. Не было ни одного человека, кто остался бы в стороне и не участвовал в обсуждении. Само исследование, результаты которого продемонстрировал Михаил Константинович, было актуально для каждого, поскольку было посвящено российскому обществу, а также переменам, происходящих в нем. Если честно, то лично у меня в такие моменты вызывает большую гордость то, что я не просто знаю такого уважаемого человека, но и то, что он является деканом нашего факультета».

Елена Шатрова, студентка 4 курса Бакалавриата Социологического факультета ГАУГН


29 мая 2018 г. День второй

Дмитрий Орлов«В понедельник мы посетили Крымский федеральный университет, где состоялся первый крымский социологический форум. Собрание открывали приветственным словом уважаемые персоны Крыма от представителя губернатора до ректора вуза, куда мы, собственно, и приехали. Было весело.

Вы когда-нибудь попадали на стендап канала Россия 24? Мы попали. Мрак метафор, вроде: «Крымский Мост - мост в светлое будущее» - кончился на 40 минут позже нормы. Никто даже не думал напоминать депутату Госдумы (позже мы узнали, что он в санкционных списках всех цивилизованных стран, и, судя по тому, что он говорил - не зря), что нужно следить за часами. Зато, когда начали выступать социологи, которых было интересно послушать, вдруг все вспомнили про регламент. Это было не очень красиво. Также я не понял, зачем было организовывать 5 секции для 20 слушателей, потому что на секции, куда пошёл я, было 3 слушателя. Это тоже выглядело странно и смущало выступающих.

Но, как говорится, всё, что до «но» не считается, было очень интересно слушать выступающих социологов, ибо мне удалось почерпнуть некоторые интересные мысли для диплома».

Дмитрий Орлов, студент 3 курса Бакалавриата Социологического факультета ГАУГН

Шатрова2«Сегодня состоялось открытие школы молодого социолога. Атмосфера на мероприятии разительно отличается от предыдущего дня. Обстановка значительно менее формальная, нежели на форуме, что, безусловно, логично и объяснимо.
Началось обучение в Школе молодого социолога с пленарного заседания, приветственное слово на котором принадлежало академику М.К. Горшкову. Он сказал слова напутствия участникам школы и отметил значимость данного события. Далее был ряд докладов, каждый из которых вызвал бурные обсуждения и множество интересных вопросов.
После было озвучено поистине значимое событие, в особенности для коллег из КФУ, —договор о сотрудничестве с ФНИСЦ РАН, уже подписанный М.К. Горшковым и ректором КФУ.
Надеемся, что сотрудничество будет плодотворным и принесёт свои результаты уже в самые минимальные сроки».

Елена Шатрова, студентка 4 курса Бакалавриата Социологического факультета ГАУГН


28 мая 2018 г. День первый

28 мая 2018 г. в Крымском федеральном университете стартовал Первый Крымский социологический форум «Состояние и проблемы социокультурной интеграции Крыма в Россию», в работе которого принимают участие студенты, преподаватели и декан Социологического факультета ГАУГН М. К. Горшков.


 

Мария Голенцова«На открытии выступали разные высокопоставленные лица: представитель главы Республики Крым, депутат государственной думы, председатель Общественной палаты Республики Крым и другие. С точки зрения повышения статуса форума, их приглашение – отличный ход. Главная проблема всего первого дня начиная с пленарного заседания и далее – несоблюдения регламента. В частности, на самом заседании из-за этого был пропущен кофе-брейк. К слову, сами кофе-брейки были достаточно скудными – чай и печенье не слишком сильно утоляют голод. Кроме того, они проходили в коридоре и из-за большого количества участников это было не очень удобно.
На большой перерыв был отведен час, однако нам не сообщили, где недалеко от здания университета можно пообедать. Пришлось искать самостоятельно.
Далее по расписания были секции. Из-за строго ограничения по времени пребывания в здании КФУ и все того же несоблюдения регламента получилось так, что большая часть участников не успевала выступить. И это было бы проблемой, если бы все докладчики присутствовали на секции. Из заявленных 12 докладов были озвучены только 4, один из которых был заявлен для пленарного заседания. И даже эти четыре человека не соблюдали заявленный регламент»

Мария Голенцова, студентка 3 курса Бакалавриата Социологического факультета ГАУГН

Анна Гречаная«День начался в 6 утра. Душ, сборы, завтрак и быстро в автобус, где все успели замёрзнуть под кондиционером и не успели выспаться. Форум встретил нас прекрасными звуками скрипки. Ведущие социологи России и представители администрации Крыма рассказали о развитии региона. Интересно было узнать, что Крым в настоящий момент третий по финансируемости регион России. Узнали о планах, которые в ближайшее время собираются выполнить для развития региона. Частые перерывы порадовали - слушатели успевали отдохнуть, чтобы снова слушать спикеров, внимательно и с интересом. После планерного заседания посетили секцию с темой "Международное значение реинтеграции Крыма в России - оценки, мнения, перспективы". Очень интересно было послушать уважаемых учёных с их докладами, проектами, предложениями. В данной секции были представлены доклады Лубского А. В., Юрченко С. В., Зоткина А. А. и Розинской Н. А.»

Анна Гречаная, студентка 3 курса Бакалавриата Социологического факультета ГАУГН

Евгения Рябчикова«Спешу поделиться своими впечатлениями о сегодняшнем дне:

С 10-ти утра, 28.05, мы находились на первом крымском социологическом форуме в Крымском федеральном университете им. В.И. Вернадского, название которого звучит следующим образом: «Состояние и проблемы социокультурной интеграции Крыма в Россию». Считаю данную тему действительно актуальной и полезной для обсуждений. Выделю, пожалуй, выступления выдающихся социологов, которые мне очень понравились. Это выступления В.А. Мансурова и Ю.А. Зубок. Кроме того, выступали представители органов власти Республики Крым, которые выдвинули проблемы данного региона, рассказали о целях стратегии социально-экономического развития Республики и дальнейших перспективах. Были, правда, непонятки с кофе-брейками :) У некоторых спикеров есть такая особенность — говорить монотонно. Поэтому иногда было трудно сосредоточиться на речи, становилось скучно. Если говорить обо всём, то хочется отметить доставшийся нам автобус. Но и Крым не Москва :) Водитель сильно включал кондиционер, сдувало прям. Но! Какие же красивые тут пейзажи! Я под огромным впечатлением! Эти холмы, поля… Аж дух захватывает! Торжественный ужин был также прекрасен. Сейчас у нас дискотека. А рядом море, что тоже не может не радовать :) Передаём Вам большой привет!»

Евгения Рябчикова, студентка 3 курса Бакалавриата Социологического факультета ГАУГН

Шатрова2«Вчера состоялось значимое событие для социологии в Крыму и для отечественной социологии в целом — открытие первого крымского социологического форума. Сами представители принимающей стороны признались, что по своему масштабу событие может сравниться лишь с крупным ялтинским экономическим форумом, а принимать в стенах собственного университета таких гостей — для них очень значимо и почетно. Я не могу не согласиться с коллегами. Для меня также большая честь принимать участие в подобном мероприятии, а также иметь возможность слушать лекции и доклады от ведущих отечественных социологов. В целом определённо можно сказать, что открытие форума прошло успешно, причём настолько, что уже по итогу первого дня приняты определённые важные решения и заключены значимые соглашения. Впереди нас ждёт продолжение социологического форума, а также Школа молодого социолога, которые, я уверена, пройдут не менее интересно, познавательно и результативно».

Елена Шатрова, студентка 4 курса Бакалавриата Социологического факультета ГАУГН

IMG 7471«28 мая в стенах Крымского Федерального Университета открылся Первый Крымский социологический форум, который был посвящен состоянию и проблемам социокультурной интеграции Крыма в Россию. В качестве докладчиков выступали кандидаты и доктора наук из разных городов РФ. На данном форуме затрагивались следующие проблемы:

  • Туризм и рекреация;
  • Международное значение реинтеграции Крыма в Россию;
  • Социально-экономическое развитие Крыма;
  • Социокультурная интеграция;
  • Крым в полиэтническом пространстве РФ».

Екатерина Вовченко, студентка 4 курса Бакалавриата Социологического факультета ГАУГН


 

Молодой социологС 27 мая по 02 июня 2018 г. в Республике Крым в рамках Первого Крымского социологического форума проходит 11-я Всероссийская школа молодого социолога: «Изменяющаяся социальная реальность и жизненные практики россиян в посткризисном обществе».

Программа школы включает лекции и мастер-классы от ведущих российских социологов ФНИСЦ РАН и ЮФУ, тренинги, подготовку и защиту проектов, обсуждение концепций исследовательских работ. Школа молодого социолога – это отличный шанс не только пополнить свои знания, но и существенно продвинуться в реализации собственного исследовательского проекта.

Руководством университета принято решение об оказании финансовой поддержки (оплата проживания и проезд) 9 обучащимся Социологического факультета ГАУГН для участия в Школе. Для получения поддержки было необходимо представить на конкурс эссе объемом до 20 тыс. знаков. В эссе должна быть обоснована актуальность выбранной темы, исследовательская проблема, обоснованы подходы к ее изучению, представлены достигнутые результаты. 

Победителями стали:

  1. Ирина Кислицина, студентка 2 курса бакалавриата.
  2. Мария Голенцова, студентка 3 курса бакалавриата.
  3. Анна Гречаная, студентка 3 курса бакалавриата.
  4. Дмитрий Орлов, студент 3 курса бакалавриата.
  5. Евгения Рябчикова,студентка 3 курса бакалавриата.
  6. Екатерина Вовченко, студентка 4 курса бакалавриата.
  7. Елена Шатрова, студентка 3 курса бакалавриата.
  8. Денис Брикет, студент 2 курса магистратуры.

Поздравляем победителей!