Школа молодого социолога 2021

all gorshkov-1

Состоялась XIV Всероссийская школа молодого социолога «Социологическая диагностика и экспертиза в науке и практике».

Школа проходила с 17 по 22 мая 2021 года в с.Дивноморское.

В рамках школы прошли мастер-классы, интерактивные лекции, деловые игры, обсуждение концепций диссертаций, а также прошли индивидуальные консультации для участников школы. В качестве экспертов школы из Москвы были академик РАН, директор ИС ФНИСЦ РАН Горшков М.К., сотрудники ИС ФНИСЦ РАН: проф., д.филос.н. Ключарев Г.А., проф., д.социол.н. Гофман А.Б., д.социол.н. Мукомель В.И. Из Ростова-на-Дону приехали такие эксперты как д.экон.н., профессор, президент ЮФУ Боровская М.А., д.филос.н., проф., директор ИСиР ЮФУ Волков Ю.Г., д.социол.н., профессор ИСиР ЮФУ Верещагина А.В., д.социол.н., профессор, РГЭУ (РИНХ) Самыгин С.И..

Среди участников Школы были участники из г.Москва, г. Ростов-на-Дону, г. Волгограда, г.Вологды, г.Новорческасска и Республики Крым.

За пять дней участники Школы не только получили новые знания, практиковались в социологии, но и играли в спортивные и интеллектуальные игры, посетили г.Геленджик и Абрау-Дюрсо.

 

Отзывы о XIV Всероссийской школе молодого социолога, которая проходила в с. Дивноморское  с 17по 22 мая 2021 года:

 

 Школа молодого социолога помогла мне понять, что я не ошиблась, связав свою жизнь с социологией. Также эти 5 дней невероятно замотивировали меня на учебу в дальнейшем. Отдельное спасибо хочется сказать профессуре за информативные и интересные доклады. На удивление, не смотря на то, что на школе были как бакалавры, так и аспиранты, коллектив сложился дружественным, было приятно узнавать “подводные камни” от таких умных и замечательных людей.  С нетерпением жду следующую юбилейную школу и обязательно порекомендую ее своим товарищам.

Каторгина Полина, 1 курс бакалавриата


 

Для меня, первокурсника ГАУГН, Школа молодого социолога в первую очередь была местом для поиска единомышленников - множество людей с разнообразными научными интересами, среди которых, хотя и не всегда легко, возможно найти тех, кому интересно то же, что и тебе.

Место выбрано волшебное, может по приезде и не очень понравилось, но теперь понимаю, что буквально влюбился в уютные места, которыми полно с. Дивноморское, чистый воздух и горы, это место однозначно подходит для возвращения Школы туда еще не раз.

Несмотря на то, что, по моему мнению, главная ценность Школы молодого социолога именно в том, что происходит после всех пленарных докладов и мастер классов, не могу не сказать о произведших на меня в высшей степени хорошее впечатление выступлениях А.Б. Гофмана, Г. А. Ключарева и В.И. Мукомеля, которые представили действительно интересные и оригинальный взгляд на давно знакомые вещи. Было необычно и приятно увидеть критичный взгляд на современную российскую действительность от М.К. Горшкова и Ю.Г. Волкова, которые немало времени своих выступлений уделили рассмотрению проблем, с которыми сегодня столкнулось российское общество в целом и отечественная социологическая наука в частности. Хочется поблагодарить всех тех ученых, которые охотно шли на контакт и всегда были готовы помочь и дать совет начинающим, возможность такого общения одна из самых ценных, что дает Школа.

Мне однозначно хотелось бы посетить такое мероприятие повторно, опыт, который на нем можно получить, действительно уникален тем фактом, что такое немногочисленное сообщество, как социологическое, имеет возможность непосредственного контакта как с другими начинающими учеными, так и заслуженными специалистами в своем деле, что невероятно ценно.

Мурасов Серафим, 1 курс бакалавриата


 

Когда студентам социологического факультета прислали приглашение поучаствовать в конкурсе на поездку на школу молодого социолога, я сомневалась в своей компетентности в написании соответствующего по уровню академического эссе. Меня воодушевил пример одногруппников, которых не занимала излишняя рефлексия о наиболее подходящей форме его написания, поэтому я тоже решила не сдаваться, и, как выяснилось, не зря.

Это была моя первая школа молодого социолога. Я смогла проникнуться её особой атмосферой, в которой ведущие социологи академического поля соприсутствуют со студентами и аспирантами. Туда приезжают заинтересованные люди, чей опыт различен, но с которыми есть множество общих тем для обсуждения. Нет ощущения жёсткой субординации: участники могут считать релевантными замечания по поводу своего исследования как от выдающихся учёных, так и от студентов. Понравилось, что можно обратиться к увлечённым своим делом профессорам с волнующими вопросами и получить на них подробный ответ или же совет, к кому лучше обратиться. Их области научных интересов разнообразны, поэтому несложно найти специалиста, глубоко понимающего вашу проблему.

Помимо увлекательных пленарных докладов, лекций и мастер-классов на ШМС была культурно-развлекательная программа. Из неё запомнилось обсуждение личного опыта социологов, проводивших опросы, об отношении респондентов к ним после просмотра фильма ВЦИОМ, а также участие в ЧГК, в которой наша команда давала наиболее оригинальные ответы, которые не претендовали на правильность, зато были забавными. Также мы осматривали природу, знакомились с культурой Краснодарского края на экскурсиях в Геленджик и Абрау.

Школа молодого социолога даёт прекрасную возможность завести новые знакомства в кругу социологов, найти ответы на не дающие покоя вопросы, узнать для себя что-то новое, почерпнуть бесценный опыт. Студентам первого курса не стоит стесняться пробовать участвовать: на школе ощущаешь принятие, понимание и поддержку.

Епифанова Елена, 1 курс бакалавриата


 

      Школа молодого социолога представила собой наиболее удачную синергию формального процесса обучения и неформального процесса общения, проходящего между "преподавателями" и "учениками". Находясь в практически бесконечном контакте, когда лекция перетекает в практическую игру, когда обучение перетекает в отдых, школа помогает устанавливать нам контакт как с различными группами учеников из других городов, так и с преподавателями, которые буквально еще утром проводили нам мастер-класс. Так школа обеспечивает и преемственность социологического знания и способствует сплочению всего социологического сообщества.

Репин Денис, 3 курс бакалавриата

 


 

Первая моя Школа молодого социолога прошла в Кабардино-Балкарской республике в 2019 году. Данная XIV Школа стала для меня уже второй и прошла она не менее прекрасно!

Место ее проведения - Дивноморское, ДГТУ «Радуга» - огромная красивая территория с выходом к морю и с доброжелательным хозяином, несомненно, скрасила наш досуг. Волейбольные и футбольные площадки, находящиеся на территории также не остались без нашего внимания.

Нельзя не упомянуть то колоссальное количество знаний и опыта, которые мы получили на данной Школе: заслушали множество интересных докладов, поучаствовали в мастер-классах М.К. Горшкова, А.В. Верещагиной, деловых играх, ЧГК, организованной студенткой  ИСиР ЮФУ Софьей Федорович.

Школа молодого социолога - это прекрасная возможность обогатиться и ценной информацией, знаниями, и новыми знакомствами, увидеть и даже пообщаться со светилами социологии и обзавестись друзьями социологами с других городов, в том числе для последующего сотрудничества и взаимодействия, что является крайне важным и необходимым для становления себя в социологическом сообществе.

Шестопалова Елена, 3 курс бакалавриата

 


 

Школа молодого социолога – всегда особое мероприятие. Это одновременно и научная конференция, и социологическая мастерская, и пространство для межличностного общения. Здесь одновременно существуют возможности и получения передового социологического опыта от ведущих исследователей нашей страны, и участия в командной работе с коллегами из других городов во время деловых игр и мастер-классов, и – что, на мой взгляд, самое важное – общения внутри и за рамками рабочего процесса с прекрасными людьми.

Мы поучаствовали в обсуждении вопросов ксенофобии и образования во время круглых столов под руководством профессоров Мукомеля В.И. и Ключарева Г.А., составили гайд экспертного интервью и поработали над созданием «идеального типа» семьи на деловых играх профессора Верещагиной А.В. и, конечно, поупражнялись в социологической интерпретации данных на мастер-классе академика Горшкова М.К., посвященном массовому историческому сознанию в России.

Шесть дней на Школе пролетели как один – настолько насыщенными и увлекательными были её события. Я уверена, что полученные на Школе знания обязательно пригодятся мне в моей научной деятельности, а особые отношения, сложившиеся за это время между участниками, будут развиваться и крепнуть с каждой следующей Школой все больше и больше.

Голенцова Мария, 2 курс магистратуры

 


 

Школа молодого социолога — это отдельный мир, в котором царит любовь, радость, взаимопонимание. В этот мир хочется возвращаться снова и снова, чтобы вновь зарядиться энергией, чтобы работать больше и больше, лучше и лучше. На школу приезжают самые разные люди, но нас всех объединяет любовь к социологии и желание развиваться самим и развивать это великую науку. Большая удача для меня уже в третий раз побывать на этом уникальном мероприятии, получить новые знания, услышать разные мнения. За те несколько дней, что проходит школа мы часто узнаем больше, чем за весь предыдущий учебный год. Четырнадцатая школа особенно запомнилась новыми людьми, как со стороны участников, так и со стороны экспертов. Новые темы, новые предметы обсуждения и изучения, огромное количество новой информации, которую не терпится использовать и, пожалуй, самое главное для меня, множество новых идей. Каждый раз, возвращаясь после школы, я чувствую сильнейшее желание работать ещё активнее, чтобы успеть реализовать все задуманное и уже в следующем году поделиться с коллегами результатами. И за это я особенно благодарна школе, за эту страсть к социологии.

Гречаная Анна, 2 курс магистратуры

 


 

В этом году мне удалось стать участником XIV школы молодого социолога в Дивноморском, в пригороде Геленджика. Для меня «школа» — это пять дней в году, позволяющие в полной мере осознать, насколько важно для каждого социолога не только быть включенным в постоянный контакт с окружающим его социальным миром, но и подобными ему исследователями. Это позволяет обменяться опытом, услышать чужое мнение по интересующим тебя социальным проблемам, осознать свой путь на ближайший год, понять куда двигаться дальше.

            По традиции каждый день школы делится на две части. Первая – лекции, интерактивные игры, мастер-классы, семинары, выступления молодых социологов, желающих поделиться своими наработками с более опытным поколением ученых. Вторая – отдых, прогулки по морским набережным, экскурсии, танцы, караоке. В целом вторую часть любого для я бы охарактеризовал как возможность стереть коммуникативные границы не только между академиками, аспирантами и студентами, но и между городами, социологическими школами, институтами. Назвать какая из двух частей важнее, полезнее, и лежит в основе идеи школы невозможно, а попытка сделать это – самообман.

            Конечно, всегда есть наиболее запоминающиеся моменты как с официальной, так и с неофициальной части. Из выступлений, о которых рассуждаю до сих пор, могу выделить круглый стол, организованный Мукомелем Владимиром Изявичем, на котором активно обсуждался вопрос причин ксенофобии в России и мире (а это ведь даже не близкая мне тема, тем не менее вовлекшая в продуктивное обсуждение проблемы). Так же хотелось бы вспомнить обсуждение последствий коронавируса для образования Ключарева Григория Артуровича (эту тему далёкой от себя, я думаю, уже никто не назовет).

            Из неофициальной части школы, могу отметить два особенных момента. Во-первых, мне и моему соседу удалость стать хозяевами комнаты (что считаю большой честью), где вся молодежь школы проводила замечательные вечера с бокалом вина и шумными, но веселыми дискуссиями о прошедшем дне. Во-вторых, в Дивноморском волшебный кофе (кофейня «ЛЮМЕН»), давший мне возможность не пропустить ни одного важного момента за все пять суток.

            Подводя итоги, я думаю о том, что просто не имею права пропустить следующую юбилейную 15 школу и не только потому, что там есть люди, встречи с которыми я жду, а они ждут встречи со мной, но и потому, что считаю, что любой студент, выбравший социологию, должен обязательно получать это абсолютно неописуемый заряд энергии ежегодно.

Орлов Дмитрий, 2 курс магистратуры


jcomments on}