Конференция им. П. В. Романова

«Пересматривая профессионализм: вызовы и реформы социального государства» 

Фото А. Ваньке секция Института сравнительных исследований трудовых отношений21-22 мая 2015 г. преподаватели Социологического факультета Ирина Наумовна Тартаковская, Александрина Владимировна Ваньке, Елизавета Валерьевна Полухина и студенты 3-4-х курсов приняли участие в международной конференции памяти социолога Павла Васильевича Романова «Пересматривая профессионализм: вызовы и реформы социального государства», которая прошла на факультете социальных наук Национального исследовательского университета «Высшая школа экономики».

Ирина Тартаковская стала со-модератором и докладчицей секции Института сравнительных исследований трудовых отношений (ИСИТО), которая объединила исследователей из разных российских городов, в 90-е годы проводивших совместные проекты по социологии труда с использованием качественной и количественной методологий. В своем докладе она представила результаты сравнительного анализа мотиваций и трудовых стратегий мужчин разных возрастов и с разным уровнем образования. В основу ее исследования был положен интерсекциональный подход, предполагающий изучение трудовых отношений на пересечении класса, гендера и этничности/расы. В результате были выделены группы мужчин, реализующих разные трудовые стратегии восходящей/нисходящей профессиональной мобильности в зависимости от возраста и наличия высшего/среднего образования.

В рамках секции ИСИТО с докладом выступила Ирина Козина, которая рассказала о факторах, регулирующих возрастные границы на рынке труда и создающих сегментирование по возрастному признаку. Она затронула важную тему стереотипов по отношению к возрасту и старению, которые описываются таким понятием, как «эйджизм». Согласно результатам исследования, разница в заработной плате мужчин и женщин, значительная в молодом и среднем возрастах, уменьшается перед выходом на пенсию. Так, ключевым фактором неравенства на рынке труда для представителей старших возрастов становится не гендер, а возраст работника.

Выступление Владимира Ильина и Марины Ильиной было посвящено методологии изучения профессии как индивидуальной жизненной колеи, которая представляет собой структурную предопределенность выбора социальной траектории. Они рассмотрели причины размывания колеи и депрофессионализацию, которая, по их мнению, характерна для современного российского общества с его системой высшего образования, разделенной на этапы обучения в бакалавриате и магистратуре.

Доклады Инны Доновой «Академический профессионал перед лицом реформ» и Марины Семиной «Вовлеченность преподавателя в стратегическое развитие вуза…» затронули проблему увеличения бюрократического давления на преподавательский состав со стороны администрации вузов в регионах и столичных городах в свете реформ высшего образования. В таких условиях преподавателям ничего не остается, как объединяться и вырабатывать стратегии по уклонению или коллективному сопротивлению.

Секцию ИСИТО характеризировали разнообразие докладов и схожесть подходов, ведь ее участники вместе с Павлом Васильевичем Романовым в 90-годы становились социологами и приобретали знания и навыки, которые не получишь в университете. Секцию отличали особая атмосфера, оживленная дискуссия, командный дух и взгляд социологов примерно одного поколения, которые профессионализировались в переходный период.

Фото И. Тартаковской секция Института сравнительных исследований трудовых отношений 2Александрина Ваньке стала со-модератором секции «Ключевые элементы профессионализма в современную эпоху: специалисты между государством, рынком и гражданским обществом», которая объединила молодых исследователей, чьи доклады были посещены поиску связей между профессионализмом, социальной политикой и низовой активностью. По меньшей мере, три выступления секции, так или иначе, были связаны с темой рабочих профессий.

Максим Кулаев и Александрина Ваньке представили предварительные результаты проекта по изучению дискурсивных репрезентаций рабочих как социальной группы в российской печатной прессе. Они выявили консервативный и либеральный дискурсы, которые по-разному задействуют категорию «рабочие». Консервативный дискурс создает нормативный образ рабочих и стремится воспроизвести существующий социально-политический порядок, в то время как либеральный дискурс предлагает более разнообразные нестереотипные образы рабочих и репрезентирует их как людей, способных на самостоятельные коллективные действия, однако делает это так, чтобы привлечь читательскую аудиторию.

Анастасия Каравай в своем выступлении подняла проблему того, как рабочие относятся к сбережению ресурсов и каково их потребительское поведение. Основываясь на результатах количественного исследования, она пришла к выводу о том, что рабочие имеют страсть к демонстративному потреблению и чаще по сравнению с представителями среднего класса берут кредиты на приобретение модных гаджетов, бытовой техники, автомобилей, чтобы соответствовать моде и выглядеть стильными. Однако такое интенсивное потребление и низкий уровень планирования способствуют тому, что рабочие зачастую наращивают долги в ущерб своим сбережениям и оказываются за чертой бедности.

О специфическом социальном положении перкариата в российской системе трудовых отношений рассказала Елена Гасюкова, попытавшаяся составить портрет прекариев, к которым зачастую относят и рабочих. В числе выделенных ею характеристик оказались нестабильная занятость, скрытая безработица в промышленности, низкий уровень заработной платы, слабая социальная защищенность, ограничение возможностей воспроизводства профессиональных навыков, отсутствие прав представительства и другие. При этом прекарии колеблются между уровнем бедности и медианным уровнем доходов и не могут осуществить вертикальную социальную мобильность.

И еще одним сюжетом, подробно рассмотренным на секции, стало исследование Екатерины Бороздиной, связанное с изучением профессионализации через категорию «заботы» в рамках акушерской практики. Она рассмотрела вопрос образования альянсов между акушерками и врачами против государства, что является спецификой российского контекста, в отличие от ситуации, сложившейся на Западе и характеризующейся альянсом между акушерками и матерями против врачей, занимающих доминирующие позиции в процессе принятия родов.

Неформальная и дружественная атмосфера секции породила продолжительные диалоги между выступающими и слушателями, что позволило поднять и обсудить важные проблемы, с которыми сталкивается сегодня наше общество.

Фото Е. Полухиной секция Методы изучения профессиональных групп и профессионализмаЕлизавета Полухина стала со-модератором секции, посвященной методам изучения профессиональных групп и профессионализма. Эта секция условно была разделена на два кластера. Первый объединил начинающих исследователей – студентов, магистрантов, аспирантов, которые рассказали о промежуточных итогах учебных работ. Секция началась с весомого и обстоятельного теоретико-методологического доклада аспиранта Максима Прудникова, где он актуализировал Веберовское разделение между такими явлениями как профессия, призвание, профессиональное призвание и указал на возможные походы в интерпретации и объяснении этих категорий.

Среди практико-ориентированных докладов молодые авторы рассказывали о трудностях доступа в поле, особенностях собранных интервью и познавательных возможностях процедур обоснованной теории.

Второй кластер секции включал преимущественно доклады практикующих исследователей, которые рассказали о своих методических находках. Роман Абрамов поделился предварительными методическими размышлениями об изучении профессиональной культуры технических специалистов. Евгений Терентьев рассказал о проекте Центра Внутреннего Мониторинга НИУ ВШЭ, направленного на изучение бюджетов времени академических сотрудников. Он актуализировал свое внимание на дневниковых и не-дневниковых подходах, возможностях и ограничениях каждого из них. Было обозначено насколько проблематично измерить «временные издержки» многослойной и слабоструктурированной академической деятельности. Выступление Татьяны Сапрыкиной и ее научного руководителя Анны Пашкевич было посвящено результатам проективных методик, где авторы пытались изучить образ престижной работы. Рисунки показали, что молодежь воспринимает престижную работу ни в категориях характера деятельности, а скорее в категориях ее результатов, выраженных в маркерах демонстративного потребления.

Источник: smxxi.ru